Monday, 25 January 2010

Day 66 (January 25)

Привет. Сегодня поговорим про солнечные панели. И про Японию. До 2005 года Япония производила практически каждую вторую солнечную панель в мире и все благодаря исторически сильной индустрии компьютерных чипов и производства телевизоров с плоскими экранами. Одним из лидеров этого сектора является Sharp, который в одиночку производит до 25% всех солнечных панелей в мире. Но с развитием технологий и увеличением спроса на панели, новые игроки стали появляться на рынке – самые заметные из них родом из Китая и Тайваня, снизив тем самым долю японских производителей до 20% в 2009 году. Четверка самых больших производителей теперь выглядит так – Q-Cells из Германии, американская First Solar, китайская Suntech и наконец, Sharp.

Новые производства открываются по всему миру, подогреваемые уверенностью инвесторов в том, что субсидии и кредиты на солнечную энергию буду продолжать увеличиваться вместе с ростом глобальной экономики. Китайские производители увеличили свою долю на рынке в шесть (!) раз всего за четыре года с 2004 года и теперь их доля составляет более 30%. Чтобы не повторить ситуацию с потерей доминирующих позиций на рынке телевизоров и компьютерных компонентов, японские производители сосредоточились на новых технологиях и адаптации бизнес-модели к новым реалиям. К тому же на их стороне наличие сложного производственного оборудования, известные торговые марки и, главное, надежное финансовое состояние. Их производственные мощности загружены наполовину, так как из-за финансового кризиса довольно много больших проектов либо отменилось, либо отложилось, а субсидии на производство солнечной энергии в Германии и Испании снизились. Это приводит к тому, что цены на панели снизились более чем на 40% в конце 2009 года. Тем не менее, японские компании защищены лучше других – себестоимость производства у них ниже, чем у европейцев и качество, и используемые технологии лучше, чем у китайских компаний. Плюс, они имеют обеспеченный рынок сбыта у себя дома, так как японцы предпочитают местную продукцию.

На таком фоне некоторые японские компании даже расширяются. Большая четверка производителей – Sharp, Kyocera, Sanyo и Mitsubishi Electric – вкладывают миллиарды долларов США в удвоение мощностей в следующие три года. Они ожидают резкого повышения спроса на панели на фоне увеличения субсидий в восполняемые источники энергии в США и самой Японии. Инвестиционный банк Goldman Sachs считает, что продажи солнечных панелей могут удвоиться в 2010 году, особенно если оппозиционная Демократическая Партия Японии, как ожидается, выиграет выборы в августе текущего года.

Солнечные панели очень часто служат навесами над остановками метро и пригородных поездов в Токио и окрестностях. В особо солнечные дни панели на одной платформе вырабатывают до 33 киловатт энергии, что эквивалентно потреблению 40 частных домов. Такие панели поставляют до 15% всей энергии потребляемой одной станцией метро и позволяет избежать выбросов десятков тонн газов СО2 в год. Так что будущее солнечной энергии в стране Восходящего Солнца действительно светлое. До завтра.

No comments:

Post a Comment